- Общество
- Происшествия
- Культура и искусство
- Мир вокруг нас
- Дела крестьянские
- Спорт
- Кроме того
- Интервью
- Актуально
- Деловая неделя
- Выборы
- К юбилею Победы
- О наших земляках
- Краеведение
- Местная власть
- Нам пишут
- Мысли вслух
- Молодо – не зелено!
- Хорошая новость
- Творчество
- Правопорядок
- Увлечения
- Знай наших!
- Православие
- Итоги конкурса
- Профессиональный праздник
- Подытожим
- Молодой специалист
- Юбилей района
- Юность
- Маячок
- Ура, каникулы
- Новости Сбербанка
- С блокнотом по стране
- Точка на карте
- Фотогалерея
Бренд села Талица
Дымковская игрушка – бренд Кировской области. Благодаря этому промыслу о нас знают все не только в России, но и за границей. Похожий «бренд» есть и у одного из сёл Фалёнского района. Однажды на юбилее Талицкой школы её выпускники предложили назвать игрушку из глины, добываемой в карьере близ деревни Лимоновцы, «Талицкой Дымочкой».
И теперь, когда мы слышим сочетание этих слов, знаем, что речь идёт о работах, которые под руководством Светланы Анатольевны Чирковой выполняют ученики этой школы. Светлана Анатольевна рассказала нам о том, как пришла к этому промыслу и ещё о многом другом.
– Итак, с чего всё началось?
– По диплому я воспитатель детского сада. Но в начале моей трудовой биографии работы по специальности в селе для меня не было. Работала уборщицей в школе, лаборантом, вела кружок вязания, был период, когда работала в больнице, позднее стала вести кружок изобразительного творчества в школе. Вот с него всё и началось. В программе есть занятия, посвящённые изучению изображения и изготовления Дымковской игрушки. Решила попробовать сделать её. Вначале сама. Потом вместе с ребятами.
– Из пластилина?
– Нет, из глины. К слову сказать, из пластилина вообще не леплю. Не умею! Вначале всё у нас было очень просто. Не было практически никаких условий для работы. На занятия кружка приходили 15 человек, которые садились за общий стол. Я показывала им приёмы, которые перед занятием вначале осваивала сама. Ребята повторяли. Зато сегодня в школе оборудована целая мастерская. А в ней ещё два небольших помещения. В одном – полки, на которых игрушки сушатся, в другом – муфельная печь для их обжига.
Я руковожу объединением «Волшебная глинка» от Дома детского творчества, которое работает на базе Талицкой школы. Веду кружки «Талицкая Дымочка» и «Гончарное дело».
– Главное для любого ремесла – это качественный материал. С ним проблем нет?
– Глины у нас предостаточно. За школой, в Лимоновцах. Эта глина как раз подходит для изготовления игрушек по всем параметрам. Жирная и пластичная. В ней ровно столько песка, сколько его и должно быть – 15%. Не нужно его подмешивать или убавлять. Нам даже предлагали продавать эту глину. Она бы пользовалась спросом у мастеров. Но мы и сами неплохо её используем. Сначала там, где её берём, горка была. Теперь горки уже нет.
– Знаю, что азам мастерства Вы обучались у настоящей мастерицы. Расскажите об этом подробнее.
– Первым моим наставником в Фалёнках стала работник дома культуры Л. Б. Бажанова. Она подсказала приёмы лепки, объяснила нюансы. Организовала поездку в Киров на занятия, которые вела мастерица дымковской игрушки, народный мастер России Надежда Иосифовна Басс. На них очень подробно был рассказан и показан процесс изготовления Барыни, Оленя, Индюка, Лошадки. Там же я узнала о многих тонкостях, которым до этого не придавала значения. А по окончании обучения даже получила сертификат, подтверждающий то, что имею определённые знания и умения, то есть, являюсь специалистом.
– Сколько игрушек с тех пор Вами сделано?
– Не считала. Да и вряд ли это возможно сделать. Могу только сказать, что ежегодно из карьера мы забираем мешков 6-7 глины. И вся она уходит.
– А первую свою игрушку помните?
– Это была свистулька. Её ещё называют прабабушкой Дымковской игрушки.
– Изготовление Дымковской игрушки – это работа в определённых рамках или можно иногда отойти от общепринятых канонов?
– На высоком уровне традиции – это главное. Отступать от них не принято. Если художественная комиссия делает мастеру замечание, а он вновь нарушает правила и повторно участвует с такой работой в выставке, то работу эту могут даже демонстративно разбить. Но, делая игрушки с ребятами, мы позволяем себе иногда проявлять фантазию. Должен же ребёнок реализовывать свои собственные идеи! Но это совсем не значит, что я не разговариваю с ними об общепринятых правилах. Они должны соблюдаться.
– Значит ли это, что Вы можете изготовить 10 совершенно одинаковых игрушек?
– Нет! Когда лепишь семь барынь одновременно, то каждая получается со своим характером. И никогда не бывает двух одинаковых. Хотя, казалось бы, используются одни и те же приёмы.
– Насколько доступны расходные материалы?
– Раньше для росписи игрушек мы использовали гуашь с добавлением яйца. Смесь должна была выстаиваться сутки, потом быстро расходоваться, иначе портилась. Это неудобно. Сейчас пользуемся акриловыми красками. Разнообразия таких красок у нас здесь, конечно, нет. Приходится заказывать в районный центр или в город. Пользуемся кисточками «колонок», «белка» для росписи, «пони» для побелки, зубочистками, палочками, лопатками. Для раскатывания глины требуются скалки. Ещё нужна ткань. На ней мы мнём глину и лепим отдельные элементы.
– Элементы росписи игрушки что-то обозначают?
– Да, каждый из них – это определённый символ. Например, волнистая линия – это река, пятно – солнце.
– На открытии выставки в районном доме культуры Вы проводили мастер-класс по гончарному делу. Как к Вам пришло это, совсем не женское ремесло?
– Был момент, когда мне нужно было поднять возраст детей, чтобы воспитанники могли справиться со сложной программой. Тогда и появилось желание научиться изготовлять глиняную посуду на гончарном круге. Первый такой круг изготовил В. А. Опушнев. Позднее с его же помощью и при содействии «Единой России» в Нижнем Новгороде мы нашли мастера, который изготовил по нашему заказу гончарный круг стоимостью 15 тысяч с переключением скоростей, работающий от электричества. И дети влюбились в это ремесло.
– Когда смотришь на работающего за кругом мастера, кажется, что он делает это играючи. Так ли это на самом деле?
– Не совсем. Нужны определённая физическая сила и координация движений. Чем больше сосуд, тем труднее его изготовить. Мне потребовалось время, чтобы в руках появилась эта сила, и глина стала послушной.
– К чему в настоящее время стремитесь в творческом плане?
– Сейчас пытаюсь делать глиняные игрушки из отдельных частей, изготовленных на гончарном круге. Одна из них – храм, который был представлен на выставке в районном ДК.
– Есть ли ученики, которых можно назвать последователями?
– Скажу о тех, кого удалось заинтересовать. На сегодня это выпускницы нынешнего года Софья Лыскова, Елизавета Аверина, Марина Андреева, Евгения Лекомцева, Алина Рожкова – замечательные девочки. А вообще их очень много, ведь мы занимаемся с 1999 года. Также есть замечательные взрослые, которые пожелали заняться этим творчеством. Это Н. А. Григорьева и М. А. Бабурина.
В мастерской хранятся работы моих учеников, которые сейчас уже в школе не учатся, но когда-то были призёрами и победителями выставок. Они оставляют хотя бы одну свою работу нам на память о себе. Все, кто занимаются сейчас, могут смотреть на образец и стараются соответствовать. Думаю, это хорошая традиция.
Марина КУЛЯБИНА.
Фото автора.