Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная Нам пишут Мои замечательные ученики
окт2

Мои замечательные ученики

Мои замечательные ученики Вот и опять на пороге наш праздник – День Учителя. Принято, что в этот день дети, наши ученики, дарят своим учителям тёплые слова благодарности, а мне сегодня хочется поблагодарить детей… Мои ученики.

Быть может, вы где-то слыхали про это,

А может, читали в стихах у поэта:

Резное окошко, резное крылечко

И сельская школа над тихою речкой.

Возможно, вы где-то видали картину:

Бескрайние дали, холмы и долину,

Село, палисад из душистой сирени

И сельскую школу под тихою сенью.

Здесь жизни зерно охраняет природа,

Сменяемость суток и времени года,

Рожденья, поминки, крестины и свадьбы,

И сельская школа старинной усадьбы.

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снегов белизна, алый отблеск восхода,

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России…

Вот в такую дальнюю сельскую школу предстояло мне ехать после института. Старинное село Белая, затерявшееся среди бескрайних просторов России… Чувства противоречивые: ехать не хочется, но надо, да и направление лежит в кармане и напоминает о комсомольском долге.

Приезжаю. Первые впечатления не из лучших: осенний затяжной дождь, серые дома и серые заборы, грязь по колено, незнакомые и пока чужие для меня люди, которые с любопытством рассматривают молодую учительницу: «Надолго ли Вы к нам?» Умницей оказалась директор школы, которая сначала предложила мне на выбор классное руководство в пятом или девятом классе, а потом, пристально посмотрев на меня, сказала: «По Вашему темпераменту я Вам отдаю девятый. Там 12 девочек и 12 мальчиков – всего 24».

И вот 1 сентября, я с волнением и трепетом открыла дверь в кабинет маленькой деревенской школы, где меня ждали мои самые первые ученики. Помню их любопытные, изучающие, оценивающие взгляды. «Здравствуйте! Меня зовут Лидия Сергеевна. Я буду преподавать в вашем классе русский язык и литературу», – сказала я и, совершенно позабыв приготовленную заранее речь, робко улыбнулась: «Надеюсь, мы с вами подружимся».

И когда в ответ мне одна за другой засверкали улыбки ребят, я поняла, что попала в какой-то особенный, удивительный мир, частицей которого мне предстоит стать. Так начался мой самый первый урок, за ним второй, третий…. и незаметно пролетело два года. Мы вместе учились, помогали ветеранам, готовили в лесу хвойную лапку, копали картошку, летом работали в «производке», собирали металлолом и макулатуру. Вскоре я даже представить не могла себя без них. Школа в то время была большой, постоянно проводились различные конкурсы, и мы всегда были первыми! Учила их всегда: «Если что-то делаешь, то делай хорошо, иначе вообще не берись за работу».

Незабываемой остаётся агитбригада, руководителем и участницей которой была и я. Ездили по сёлам-деревням, по полям, где их родители пахали-сеяли. Пели, плясали для них так, что пыль клубами вилась. А недельные походы, песни под гитару у костра, на зорьке ловля рыбы для ухи. Всех надо накормить, со всеми поговорить, всех пересчитать и спать уложить.

И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота.

Кусочек сердца отдавать кому-то  –

Такая, брат, у нас с тобой работа.

И работа эта для меня была и остаётся звонкой, радостной, самой счастливой песней. За полгода мы стали настоящими друзьями: они делились со мной своими секретами, рассказывали, о чём мечтают, мы во всём помогали друг другу. На день рождения дети подарили мне куклу в свадебном платье: «Мы очень хотим, чтобы Вы вышли здесь замуж и навсегда остались в нашем селе. Не уезжайте от нас, пожалуйста». И столько было любви в их глазах, что я поняла: пропала. Никуда от вас я уже не уеду. Вы – мои. Незадолго до выпуска мои дети решили поддержать ребят отряда «Исток», которые оставались работать в родном колхозе, а сейчас уезжали поступать. «Кто, если не мы!» – решили они.

Помню, как весной, в самую распутицу, ездила с ними покупать рабочие костюмы-стройотрядовки, а потом 12 километров по бездорожью несли их до дома, было темно, грязно, а мы всю дороги смеялись и песни пели. А вот и последний звонок, экзамены (мне казалось, что я с каждым заходила в кабинет, вытягивала билет и отвечала на все трудные вопросы учителя), шумный выпускной и...на работу в колхоз.

Девчонки работали доярками и телятницами, мальчишки – механизаторами. Жалела их: они же у меня ещё маленькие, им тяжело. Часто бегала к ним на ферму: как вы тут без меня? А по вечерам и выходным они приходили ко мне. Девчата мои стали лучшими телятницами в районе, и им дали путёвки во Вьетнам. Очень гордилась ими! Через год работы дети поступили кто куда:

И растаяли как снег весной,

Промелькнули деньки золотые эти.

И покинули очаг родной

Повзрослевшие мои дети.

Оглядываюсь назад и думаю: «Неужели промчалось 33 года после окончания школы моих самых замечательных учеников… Это они меня научили «быть учителем»; понимать детей, принимать их такими, какие они есть, любить всех и за всё. Прошло 33 года. А мне, когда я иду на урок, всё кажется, что вот открою дверь класса и снова увижу родные, милые лица моих первых учеников. Они у меня замечательные, удивительные девчонки и мальчишки. Открытые, добросовестные, талантливые. У каждого из них в жизни свой путь. Очень хочется, чтобы всё у них в жизни ладилось. Я часто вспоминаю их и благодарю судьбу за то, что в моей учительской жизни были такие дети. Я очень люблю их и очень скучаю».

А они всегда помнят меня, радуют своими визитами ко мне, поздравлениями с праздниками. На моей полке лежит большая раковина, которую подарила мне моя бывшая ученица. Беру в руки, слушаю шум прибоя и с любовью в тысячный раз читаю надпись: «Любимой учительнице капельку солнца». Моим детям уже по 50, но они для меня по-прежнему девчонки и мальчишки. Они приезжают в село и сразу бегут ко мне в гости, обижаются, если приезжаю в Киров и не успеваю к кому-нибудь зайти, а недавно по-детски искренне признались: – Как здорово, что мы у вас только одни были! – Почему? – удивилась я. – Мы у вас единственные, значит, нас больше всех любите! Каждые 5 лет мы собираемся на вечер встречи школьных друзей. Кто они, «повзрослевшие мои дети»?

Шофёры и трактористы, пожарные, врачи, учителя, культпросветработники… Приятно, когда говорят :«Лидия Сергеевна, если есть проблемы, звоните, чем можем-поможем» Я всегда в курсе их дел: кто кем работает, у кого проблемы, а у кого радость в доме, они приглашают меня на свадьбы своих детей. Мои и их дети дружат между собой… Обманчивыми оказались первые впечатления от села. Не серым оно оказалось, а самым солнечным и светлым: оно мне подарило «моих» детей, здесь нашла свою любовь, свою судьбу, которой за всё бесконечно благодарна.

Л. Жвакина.

комментарии (0)
Реклама
опрос