Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная К юбилею Победы Он не пропал без вести, он умер в плену
авг5

Он не пропал без вести, он умер в плену

Наш поисковый отряд «Высота» уже восемнадцать раз участвовал в Вахте Памяти. Основная цель, с которой его члены отправляются ежегодно в Ленинградскую область, – найти и предать земле останки солдат, о которых их родные получили известие: «Пропал без вести». В День Победы на мемориальных кладбищах проводится перезахоронение найденных. Лишь незначительная часть обретает вновь свои имена.

Мемориалы и памятники Великой Отечественной войны поддерживаются в сохранности силами и стараниями энтузиастов. В посёлке им. Тельмана Тосненского района Ленинградской области на протяжении нескольких лет за братскими воинскими захоронениями ухаживают мать и сын Назаровы, Антонина Васильевна и Андрей. Кроме того, они активно участвуют в поиске погибших и пропавших без вести бойцов. В семейном архиве Назаровых хранится благодарственное письмо от Николя Саркози за установленное место гибели французского солдата.

В начале июля в Фалёнки от Назаровых пришло письмо. «Высылаю бесценные и важные сведения на вашего земляка, умершего в фашистском плену.

Открылась печальная страница судьбы человека, солдата, вашего юного земляка, перенесшего в нечеловеческих условиях адские испытания голодом, побои, издевательства. Родственники его должны знать о трагической судьбе родного человека.

Мы с сыном ведём поиск погибших, пропавших без вести, умерших в плену солдат не по обязанности, не по должности, а по велению своего сердца. Это наша маленькая семейная частичка благодарности не дожившим до Победы за подаренные мир и свободу».

К письму прилагается персональная карточка военнопленного лагеря № 336, который располагался в Каунасе, в форте №6, документы, полученные в ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны) и взятые с сайта ОБД «Мемориал».

Просим откликнуться родных или тех, кто знал Василия Андреевича Пасынкова, который родился 1 марта 1918 года в деревне Сосновцы Левановского сельсовета Фалёнского района Кировской области. Был призван Зуевским военкоматом 17 июля 1941 года. Рядовой 329 артиллерийского полка попал в плен 26 августа 1941 года в Чудово Ленинградской области и находился в шталаге № 336 под номером 5130. Умер 23 июля 1942 года. Захоронен в Ковно-Каунасе (Ковно – польское название второго по величине города Литвы – Каунаса). В деревне Сосновцы ждала и не дождалась своего сына его мать, Мария Ивановна Пасынкова.

Я слышу зов через года:

«Найди меня! Найди меня!

Я так устал безвестным быть,

В чужой земле, в окопе гнить.

Я – не погибший, я – живой,

Я – не вернувшийся домой

С далёкой той большой войны,

И в этом нет моей вины.

Я жизнь отдал, чтоб жили вы.

А ты, пожалуйста, найди...»

Эти строки, написанные В. Булатовой, – мольба солдата о помощи, того, кто всё ещё считается пропавшим без вести. Василию Андреевичу Пасынкову повезло. Из безвестности его «вывели» мать и сын Назаровы. Спасибо им!

 

Из сообщения Чрезвычайной государственной комиссии о преступлениях гитлеровских захватчиков в Литовской ССР от 18 декабря 1944 года:

В Каунасе, в форте № 6, находился лагерь № 336 для советских военнопленных. В лагере к военнопленным применялись жёсткие пытки и издательства в строгом соответствии с найденным там «Указанием для руководителей и конвоиров при рабочих командах», подписанным комендантом лагеря № 336 полковником Эргардтом. В этом указании говорится: «Каждый военнопленный рассматривается в качестве врага». На основе этой директивы немецкие солдаты и конвоиры распоряжались жизнью военнопленных по своему усмотрению.

Военнопленные в форте №6 были обречены на истощение и голодную смерть. Голод, холод и тяжёлый непосильный труд быстро истощали организм пленных.

Местному населению под угрозой смерти запрещалось оказывать какую-либо помощь военнопленным.

В лагере форта №6 был «лазарет» для военнопленных, который в действительности был пересыльным пунктом из лагеря в могилу. Только с сентября 1941 года по июль 1942 года в «лазарете» умерло 13936 советских военнопленных.

В лагерном дворе комиссия обнаружила 67 стандартных могил размером 5х2,5 м каждая. При вскрытии их обнаружены сложенные штабелями скелеты. В канцелярии лагеря найден план кладбища №5 с точным нанесением могил и указанием количества трупов в них. Из этого плана видно, что на одном только кладбище №5 похоронено 7708 человек, всего же, как свидетельствуют лагерные документы, здесь похоронено около 35 тысяч военнопленных.

Установлено, что во всех лагерях на территории Литовской ССР немцы уничтожили не менее 165 тысяч советских военнопленных...

Председатель Чрезвычайной государственной комиссии Н. Шверник,

И. Трайнин, Б. Веденеев, В. Гризодубова, Митрополит Николай.

Подготовила Наталья ДРАНИЧНИКОВА.

На снимке: персональная карточка военнопленного В. А. Пасынкова.

комментарии (0)
Реклама
опрос