Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная Профессиональный праздник Когда ты в море, будь готов ко всему
июл31

Когда ты в море, будь готов ко всему

Андрей Бутолин, будучи подростком, мечтал стать строителем и художником. Он хорошо рисовал, умело орудовал строительными инструментами. Закончив десять классов Фалёнской школы, поехал в Ленинград и поступил в техническое училище при Балтийском судостроительном заводе. Паренька в ту пору прельщало само название «Балтийский». Андрей одновременно учился и работал на заводе судовым слесарем – ремонтником.

Ему даже довелось внести свою лепту в строительство ледокола «Сибирь», который был вторым атомным кораблём, после ледокола «Ленин», сошедшим со стапелей этого завода.

Когда подошло время армейской службы, то было уже ясно, что Андрей будет моряком. Его призвали на Северный флот. Курс молодого бойца проходил в п.Печенга Мурманской области, который расположен на границе с Норвегией, неподалёку от Печенгской губы Баренцева моря. Затем Андрей продолжил службу в порту Лиинахамари. Кстати, этот порт входил в состав Финляндии. Но, 19 сентября 1944 года Финляндия и СССР заключили Московское перемирие, завершившее советско – финскую войну. По его условиям, Лиинахамари вошёл в состав Мурманской области.

В армии Андрею очень пригодилось его грамотное и красивое письмо, увлечение рисованием. Его определили в штаб политотдела, где он занимался оформлением всевозможной документации. И более чем через год перевели на сторожевой корабль (СКР), в боцманскую команду, которая отвечала за техническое состояние корабля, и чтобы его внешний вид был в надлежащем порядке. Когда же выходили на берег, помимо всего боцману Андрею вновь поручали делопроизводство.

Многое довелось повидать и испытать, в том числе и опасностей, моряку, дослужившемуся до звания старшина первой статьи, отличника боевой подготовки. Вот, что он рассказывает:

– Главная задача экипажа сторожевого корабля заключалась в охране своей границы и в обеспечении успешных военных учений, которые довольно часто проходили в Баренцевом и Белом морях. Нам доводилось присутствовать и на учениях НАТО. И, как правило, после каждого учения приводишь судно в порядок и ремонтируешь его.

Попадали и в аварийные ситуации в море, тем более, что наш корабль был уже далеко не новый, а порой так штормило, что случались пробоины. Бывало, что спасали нас суток через двое. Не скрою, страшно находиться в открытом море, когда уже резервный запас продуктов использован, да ещё на исходе топливо. Ты не только голодный, но ещё холод пробирает до самых косточек. Но по сигналу бедствия всегда приходили на помощь и торговые суда, и рыбаки. Когда уже позади случившееся бедствие, испытываешь такую радость. Но молодость есть молодость, всё быстро забывается, даже когда попадаешь на гаубвахту. Я мимо её тоже не прошёл. А вообще быть моряком это здорово – ведь все испытания, которые он проходит – закаляют, по себе знаю.

– Расскажите о тех местах, где служили, где бывали, что видали, что особо поразило вас?

– Прежде всего, шторма, порой волны поднимались на такую высоту, что сверху захлёстывало корабль. А вода в море настолько чистая и прозрачная, что метров на 100 видны камушки на дне. И, конечно, белые ночи. Мало того, солнце ещё и отражается от воды. В общем, в такие ночи нам не спалось. И если оказывались на берегу, то уходили в сопки собирать чернику. Здесь в близи порта Лиинахамари своими глазами довелось увидеть разные сооружения и пещеры в сопках, где у немцев в годы Советско – финской войны и ВОВ находились важнейшие военно – морские базы. А этот порт был в то время главной базой для вывоза никеля из стратегически важных для Германии месторождений, в районе посёлка Петсамо.

Андрей после трёхлетней службы на море, 18 лет жил и работал в Санкт – Петербурге, а затем вернулся на родину, в Фалёнки. Ему, как и раньше, по душе строительные и отделочные работы. Не забросил он, и живопись. Его пейзажи всегда вызывают восхищение.

Любовь Проценко.

комментарии (0)
Реклама
опрос