Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная Общество Эффективность деятельности образовательных организаций
сен12

Эффективность деятельности образовательных организаций

Эта тема обсуждалась на традиционной августовской педагогической конференции. С докладом выступила заведующая отделом образования администрации района Н. А. Перевощикова. Перед современной школой стоит задача соответствия запросам экономики. Сегодня к образовательным учреждениям применяется такое же определение как к экономике – эффективность.

Показатели оценки эффективности

Во-первых, это соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства, которыми она жёстко регламентирована.

В центре внимания надзорных органов и прокуратуры безопасность, санитарно-гигиенические требования, качество образования. Проверки буквально еженедельные. И в этих условиях требования к руководителю образовательного учреждения предъявляются очень высокие. Надо быть не только учителем, но и хорошим хозяйственником, экономистом, юристом. Наши образовательные учреждения практически все проверки проходят с положительными заключениями или незначительными замечаниями, которые устраняются. Только детский сад «Родничок» работает с предписанием, которое выполнить – это практически построить новый детский сад.

Оценку эффективности даёт наличие жалоб. Количество устных жалоб сократилось в образовательных учреждениях, где есть информационная открытость. Все образовательные организации района имеют свой сайт. Открытости способствуют различные мониторинги, а Бельская школа, детские сады «Буратино» (Фалёнки), «Колосок», ДЮСШ, ДДТ используют с этой целью районную газету «Сельский маяк».

Следующий показатель эффективности – качество управления образовательными организациями. В районе практически во всех них созданы советы, в которые могут входить глава поселения, руководитель сельхозпредприятия, спонсоры. И если в большинстве образовательных учреждений работа советов сводится к собраниям и протоколам, то в Бельской, Левановской основных школах, школе искусств заручились поддержкой педагогов, родителей, которые оказывают реальную помощь, в частности в ремонте.

Многое зависит от материально-технических условий. Департамент образования оснастил все государственные школы и ряд базовых районных школ, в т.ч. и Фалёнскую, всем необходимым оборудованием для перехода на стандарт: учебным, столовым, медицинским. Провёл капитальные ремонты. Предполагалось, что все образовательные учреждения объединятся в сеть и каждое будет иметь возможность пользоваться учебным оборудованием базовой школы. Но власти просчитались, сеть не заработала (и не могла заработать при больших расстояниях от одного населённого пункта до другого, некачественной работе интернета или его отсутствием).

В этой сложной ситуации департаментом образования в сельские школы всё же поставлено интерактивное оборудование, закуплены функциональные центры, поставляются учебники, но на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году уже второй год из областного бюджета не даётся средств. Объясняют это отсутствием предписаний роспотреб- и пожнадзора. И это так. Но каких трудов это стоит руководителям образовательных учреждений!

В последние три года бюджет каждого нового года меньше бюджета предыдущего на 1,2 миллиона рублей. При полном отсутствии средств на косметические ремонты группы, классы, коридоры практически всех образовательных учреждений имеют ухоженный вид. Большое внимание уделяется благоустройству территорий. Радуют взгляд цветники Фалёнской, Бельской, Малаховской, Поломской школ, а проект Левановской школы «Территория здоровья и радости» признан победителем на окружном этапе областного конкурса «Красивая школа». А как обустроены детские площадки детского сада «Буратино» посёлка Фалёнки! Спасибо за стремление создавать уют, жить и работать в атмосфере порядка, чистоты, красоты.

О педагогических кадрах

Важнейшим условием реализации любых задач, планов, инициатив являются кадры, способные работать с отдачей, творчески мыслить, находить нестандартные решения.

В 20 образовательных учреждениях района работает 232 педагогических и руководящих работника. В последние годы значительно повысилась заработная плата педагогов. Фонды оплаты труда формируются от количества детей, которое значительно сокращается. Количество же педагогов практически не изменилось.

Учительство стареет. Каждый пятый – пенсионер. Нет притока молодых кадров. И сегодня не чествуем молодых специалистов, а значит, нет нового вливания в систему образования новых, характерных для молодого поколения идей, творческих находок.

Качество образования

В 2013-2014 учебном году в школах района обучалось 1061 человек, 981 – в дневных школах и 80 в вечерней (сменной). Детские сады посещали 437 детей, учреждения дополнительного образования – 1160.

Уровень обученности по району составил 98,8 процента, качество знаний – 46,5 процента. Высокое качество знаний в Святицкой школе (88,2%), Поломской (73%), Талицкой (61%), Октябрьской (56,7%). Минувший год отмечен девятью медалистами: 6 золотых и 3 серебряных медали (Фалёнская, Октябрьская, Талицкая школы).

Все выпускники дневных школ успешно сдали ЕГЭ по обязательным предметам. Из экзаменов по выбору обучающиеся выбирают обществознание (23 человека), биологию (17), физику (9), историю (7), химию (5), литературу (4), английский язык (3), информатику и немецкий язык (по 1 человеку). 100 баллов по русскому языку получила на ЕГЭ Анастасия Лесникова из Фалёнской школы.

Отдельно хочется сказать о результатах вечерней (сменной) школы. Из 15 выпускников все с первого раза сдали ЕГЭ по русскому языку (учитель С. Ю. Лекомцева), 14 – ЕГЭ по математике (Д. А. Дранчак). Аттестаты получили 14 человек.

Несмотря на блестящие результаты, есть пробелы, а, значит, остаются проблемы. Ниже среднеобластных результаты по обязательным предметам в Талицкой и Филейской школах, по математике – в Фалёнской. Не перешагнули минимального порога на экзаменах по выбору четыре выпускника: Фалёнки (физика), Талица (история и обществознание), вечерняя школа (обществознание). Ситуацию администрациям школ надо тщательно проанализировать.

В школе не должно быть отстающих детей, – задача, поставленная главой департамента образования перед руководителями.

Наряду с традиционными методами и способами оценки качества обучения сформировались система нетрадиционного оценивания – участие детей в творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. В этом направлении работают школы и детские сады. Серьёзны результаты работы педагогов дополнительного образования. Из 327 участников мероприятий межрайонного, областного и Всероссийского уровней 63,6 процента имеют призовые места. Работа ДДТ высоко оценена губернатором области Н. Ю. Белых, депутатами Заксобрания. Персональные приглашения на выставки в областном детском фонде говорят о способностях наших педагогов и их воспитанников.

Успехи в мероприятиях межрегионального и Всероссийского уровня имеют воспитанники спортивной школы и школы искусств. 10 обучающихся являются членами сборной Кировской области по спортивному ориентированию и лёгкой атлетике. Заслуга в этом М. П. Каратаевой и Н. А. Копытова. Победы в Межрегиональном турнире по прыжкам на акробатической дорожке в г. Вятские Поляны (тренеры А. Н. и Г. А. Кочарян). Победы на Всероссийских соревнованиях «Шиповки юных» в Казани и первенство России по лёгкой атлетике в Пензе (рекорд области) (М. П. Каратаева).

Весь прошедший год стипендиаткой областной спортивной школы «Юность» была Анастасия Сатюкова. В этом году она приглашена в школу олимпийского резерва в Санкт-Петербург.

Преподаватель школы искусств И. А. Смольникова подготовила своих обучающихся к победам в межрегиональном конкурсе «Рояль-концерт» в Кирове и в международном интернет-конкурсе в Сербии в номинации «Фортепьяно».

Невозможно в рамках одного доклада проанализировать эффективность деятельности образовательных учреждений по всем критериям. Важно понять, что система образования сегодня – это открытая для всех система. Наша работа – это показатели того, насколько эффективно работает каждое образовательное учреждение, вся система образования района. Судя по удовлетворённости родителей качеством образования, престиж образовательных учреждений района достаточно высок.

К печати подготовила Наталья ДРАНИЧНИКОВА.

На фото автора зав. отделом образования Н. А. Перевощикова.

комментарии (0)
Реклама
опрос