Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная О наших земляках Трое суток пешком до Глазова – так началась дорога к знаниям
апр12

Трое суток пешком до Глазова – так началась дорога к знаниям

Недавно отметил своё 80-летие Василий Абакумович Сивков. Он немало лет работал главным инспектором госсельхознадзора, возглавлял районную инженерную службу, преподавал в СПТУ, где учил сельскую молодёжь осваивать тракторы и другие сельхозмашины. Ему довелось побывать в местах, где отбывал ссылку Ленин, и быть свидетелем путча в Венгрии. Все жизненные невзгоды и трудности он побеждает своим упорством и настойчивостью.

Кстати, с Василием Абакумовичем мне довелось трудиться когда-то в одном коллективе в сельхозуправлении.

– Василий Абакумович, мы часто встречаемся с Вами в посёлке. И Вы всегда в хорошем расположении духа, с улыбкой на лице. Хотя знаю, что у Вас проблемы со здоровьем.

– Я не могу быть иным. Если ты приветлив, люди отвечают тебе тем же. А это поднимает дух. Когда душевное состояние на высоте, с болезнью справляться легче. Да и жизнь меня с детства закалила и научила не поддаваться слабостям.

– Каким было Ваше детство?

– Как, наверное, у всех людей моего поколения – нелёгким. Мне было от роду пять лет, когда началась война. Отец ушёл на фронт, а через два года пришла похоронка. Жили бедно и голодно, хотя на дворе у нас была корова, овцы, куры. Но от этого мало что имели. Надо было платить продналог: в год сдавали 200 литров молока, 75 штук яиц, 40 кг мяса, всю овчину. После гибели отца маме назначили пенсию на нас, двоих детей. Но почти все эти деньги уходили на заём государству – проводилась такая кампания в ту пору.

Как-то маму вместе с другими жителями деревни продержали всю ночь в колхозной конторе, пока она не подписалась на этот заём. Не случайно я в детстве страдал рахитом, деформировался позвоночник. Но, несмотря на это, я, как и вся деревенская ребятня, отправлялся выполнять работу по наряду: пасти скот, полоть посевы, возить навоз, дёргать лён, грести сено на лугах, помогал взрослым молотить зерно. Мама меня, маленького росточком, худенького, конечно, очень жалела. И хотела, чтобы после окончания семилетки я учился дальше. Тем более, что сама она была неграмотная.

– И Вы выполнили её желание?

– Да. Но путь к учёбе был очень длинным. Прежде всего, встал вопрос, куда идти учиться. В ту пору не было никакой информации об учебных заведениях, тем более в нашей маленькой деревне, которая находилась в 30 км от Уней. Но как-то уже в конце лета мне в руки случайно попала газета, в которой было объявление о наборе учащихся в Глазовский сельхозтехникум.

Тут же, собрав необходимые документы, отправился в Уни пешком для того, чтобы отправить их в учебное заведение. Всю дорогу шёл босиком. Так легче идти. Ботинки нёс через плечо, боялся, что изношу их раньше времени. Потом стал ждать вызова, но, так и не дождавшись, пошагал в Глазов. Мама провожала меня 12 км, а там я уже шёл один.

На третьи сутки дошёл до города. Но опять незадача! Оказалось, что я сюда пришёл на два дня раньше своих документов! Так что пришлось ждать их. Потом экзамены сдавал сразу по три в день, в том числе и экзамен по Конституции. Учиться в техникуме мне нравилось. Это было моё.

– Признайтесь, наверное, страшно было шагать такие километры одному?

– Нет. Вот лет в 12 испытал больший страх. Возвращался как-то в один из дней с бочкой топлива. Лошадь остановилась на полпути и ни в какую дальше не идёт. Пришлось распрягать её и пустить пастись. Проголодалась она. А уже вечерело. В общем, ночь пришлось провести под телегой. Вот тогда жутко было. Утром поехал дальше. И снова беда. Сломалось колесо у телеги. Что делать? Ума не приложу! Рядом река. Пошёл умыться. Наклонился над водой, и глазам своим не поверил – колесо в воде лежит. Вытащил я его и к телеге своей пристроил.

Приезжаю в деревню, а бригадир ко мне с выговором: «Тебя давно ждём! Вся техника стоит!»

– Как начинался трудовой путь молодого специалиста?

– в 1954 году на очередном Пленуме компартии. Было принято решение по освоению целинных и залежных земель. В соответствии с этим нас, 18 выпускников Глазовского техникума, направили в Хакасию. Так я оказался в Шушенском районе, в одной из МТС, вблизи от места, где Ленин был когда-то в ссылке. Но через два месяца я отправился на армейскую службу.

– Где Вы служили?

– На Украине, в танковой дивизии. Попал в батальон плавающих танков. Год учился на механика-водителя. В октябре 56 года в Венгрии произошёл путч. Тогда нас всех подняли по тревоге и отправили туда. Через два месяца вернулись обратно в свою часть. Кстати, мне, имеющему красные корочки механика-водителя, была предложена служба в танковой дивизии в Днепропетровской области. Оттуда и демобилизовался.

– Как в дальнейшем сложилась Ваша судьба?

– Поступил в Пермский сельхозинститут. На третьем курсе дополнительно к учёбе принял лабораторию автоматики. Конечно, свободного времени не было. Но я с удовольствием занимался научными разработками, составлением схем. В студенческую пору являлся соавтором многих статей. После окончания института девять лет работал главным инженером в сельхозуправлении Октябрьского района Пермской области.

– Как оказались в Фалёнках?

– Место жительства и работу, где всё складывалось хорошо, пришлось оставить из-за болезни жены. Решили, что в родных краях недуг отступит. Жена, Людмила Ивановна, тоже родом из Унинского района.

– Вы мало знали отца. Стремились ли узнать о нём и его боевом пути больше?

– В детстве я ещё не осознавал гибели отца. Но мне очень было жалко маму. Я часто видел слёзы в её глазах. Она не хотела верить похоронке и надеялась, что отец вернётся с войны. Став взрослым, я поставил перед собой задачу, узнать об отце всё: где воевал, в каких боях участвовал, где похоронен.

В похоронке было указано, что погиб он в Сумской области. В общем, писал я везде и всюду, перечитал в библиотеке огромное количество военных книг, воспоминаний военачальников. Мне удалось найти и собрать сведения с момента формирования дивизии, в которой воевал отец, о боях, в которых он принимал участие и, в частности, о бое, который стал для него последним. Сейчас в моём личном архиве есть фотография братской могилы, где похоронен отец.

На плите его фамилия стоит первой.

– Василий Абакумович, чем сейчас занимаете свой досуг?

– Люблю повозиться с железячками, разбирать – собирать разные электроприборы. Но в первую очередь стараюсь поддерживать в норме своё здоровье. Строго соблюдаю режим дня. Обязательно делаю зарядку. По натуре я оптимист, а это большой плюс для жизни.

– Спасибо за беседу. С юбилеем Вас! И в первую очередь, хочется пожелать Вам здоровья.

Любовь ПРОЦЕНКО.

Фото автора.

комментарии (0)
Реклама
опрос