- Общество
- Происшествия
- Культура и искусство
- Мир вокруг нас
- Дела крестьянские
- Спорт
- Кроме того
- Интервью
- Актуально
- Деловая неделя
- Выборы
- К юбилею Победы
- О наших земляках
- Краеведение
- Местная власть
- Нам пишут
- Мысли вслух
- Молодо – не зелено!
- Хорошая новость
- Творчество
- Правопорядок
- Увлечения
- Знай наших!
- Православие
- Итоги конкурса
- Профессиональный праздник
- Подытожим
- Молодой специалист
- Юбилей района
- Юность
- Маячок
- Ура, каникулы
- Новости Сбербанка
- С блокнотом по стране
- Точка на карте
- Фотогалерея
Мой папа – киномеханик
Последние восемь лет каждый год наш президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008-й был Годом семьи, 2009-й – молодежи, 2010-й – учителя, 2011-й – российской космонавтики, 2012-й – российской истории, 2013 – охраны окружающей среды, 2014-й – культуры, а 2015-й – литературы. 2016 год объявлен Годом отечественного кино, главная задача которого – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства.
Министр культуры Владимир Мединский заявил, что невозможно дальше мириться с ситуацией, когда по оснащенности кинотеатрами Россия находится на более низком уровне, чем был достигнут в СССР. И Кремль намерен за год удвоить количество имеющихся киноэкранов в стране. «Мы вспомним все великие достижения нашего кинематографа, попытаемся найти лучшие решения для развития отечественной киноиндустрии», – сказал В. В. Путин.
Мой папа – киномеханик
Из воспоминаний дочери Алевтины
Мой папа Николай Николаевич Костицын родился в 1926 году в с. Талица Фаленского района. В 16 лет, окончив курсы электриков, работал по специальности в Талицкой РЭС с такими же подростками, как он. Однако мечта его была совсем другая. Он хотел стать киномехаником. Когда папе исполнилось 18 лет, его направили на курсы киномехаников в г. Энгельс Саратовской области.
Через год он вернулся домой (к тому времени его семья переехала жить в с.Белая). В районе для показа фильмов на селе, где зачастую не было электроэнергии, новоявленному специалисту выдали чемодан со старенькой кинопередвижкой, укомплектованный ручным динамо-приводом – тяжелым громоздким ящиком весом не меньше 100 кг, в который вставлялась железная ручка. Киномеханик сам крутил ее, приводя в действие движок и лентопротяжный механизмом. Динамо питало лампочку проекционного фонаря, загорался свет, и на импровизированном экране из белой простыни появлялось черно-белое изображение: двигались люди, что-то говорили, смеялись, махали руками – это было немое кино. Ниже шли титры, и папа читал зрителям о событиях, происходящих на экране.
Люди охотно посещали фильмы. В тяжелые послевоенные годы это была, пожалуй, единственная радость в деревне. Клубов тогда не было, кино было в диковинку, а киномеханик – почти волшебником. Выбирали самую большую крестьянскую избу, на стену натягивали белую простынь и садились кто где мог: взрослые приносили с собой стулья, табуреты, скамейки, а дети размещались на печи, на полатях, прямо на полу. Приезд киномеханика в деревню был значительным событием, если не сказать праздником.
Люди с радостью встречали его, угощали, чем могли – хотя какая еда была в те голодные послевоенные годы! Мой папа познал и холод, и голод, вся одежда была – что на нем. Но была молодость, здоровье, оптимизм, вера в лучшее. Люди радовались жизни, каждому новому дню и каждой мелочи. Скудна была еда, но всегда была баня! Помоется мой тятенька в парной, немудреная выстиранная одежонка высохнет за ночь, и опять айда в путь-дорогу, где его ждут с нетерпением – он это точно знал. В 40-е годы Николай Костицын 140 колхозов обслуживал.
Он вспоминал, как однажды председатель дал ему норовистого жеребца для перевозки движка и кинобанок в другую деревню. Дело было зимой. Сеанс закончился поздно, считай, уж ночь на дворе: темно, метель разошлась – дороги не видно. Где-то волки взвыли. Жеребец от страха понесся во всю прыть, сани опрокинулись, банки с пленками рассыпались по снегу, но это еще полбеды – тяжеленный движок завалился в сугроб. Как ни старался тятя, никак не мог водворить его обратно в сани. Пришлось возвращаться в деревню за подмогой. Потом отстроили клубы, дома культуры, появилось звуковое кино. Папа освоил новую, современную кинотехнику. В 50-60-ые годы кино стало сильнейшим средством просвещения и агитации. Перед каждым сеансом была политинформация, иногда отец сам проводил беседы. Киномеханика на селе уважали, дети ему завидовали: какая хорошая и интересная работа – постоянно смотреть новые фильмы, да еще и бесплатно.
Те счастливчики, кому удавалась попасть в будку к папе, не только смотрели кино, но и с интересом наблюдали за его работой, считали за счастье перемотать пленку с бобины на бобину. Отец хорошо рисовал. У него были цветные гуашевые краски в баночках. Широкой плоской кистью он уверенно выводил название фильма на большом листе бумаги, а затем вывешивал афишу в центре села. Зал всегда был полон народу, зрителю полюбилось индийское кино, французские, итальянские комедии и, конечно же, наши советские фильмы. Но где-то в девяностые в домах стали появляться «видики», и кинозалы потихоньку стали пустеть. Со временем кинопроекторы и банки с фильмами и вовсе ушли в прошлое. Папа был счастливым человеком.
Он жил и развивался вместе с советским кинематографом, прошел путь от черно-белого немого до цветного широкоэкранного кино, присутствовал при его зарождении, расцвете и закате. Несмотря на трудности, тяготы и вечные командировки, папа любил свою работу, отдавался ей целиком. Кино – главное увлечение и дело всей его жизни, профессии киномеханика он отдал 50 лет. За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Н.Н. Костицын награжден медалью и ему присвоено звание «Ветеран труда».
Мой отец был всесторонне развитым человеком. Со школьных лет занимался спортом, имел знак «Ворошиловского стрелка», любил лыжи, рыбалку, хорошо рисовал, увлекался фотографией. Его черно-белые снимки и по сей день хранятся в нашем семейном фотоальбоме, они выполнены с художественным мастерством и большой любовью. Мой папа Николай Николаевич Костицын прожил длинную плодотворную жизнь.
И что примечательно – у него нынче, в год кино, юбилей – 90-летие. Светлая, добрая ему память! Дочери Люба и Ия посвятили своему отцу Н. Н. Костицыну стихотворение
Киномеханик
По деревням, по бездорожью
Он с кинобанками шагал
И гордо эту землю божью
Периферией называл.
Он знал: его повсюду ждали,
И это облегчало путь.
Мальчишки весело сновали:
– Кино несут, кино несут!
И с этой новостью мгновенно
Тянулся в клуб и стар и млад.
А он «крутить» самозабвенно
Кино любимое был рад.
Потом всегда работал в селах,
Менялась жизнь, но все равно
Весь люд, уставший и веселый,
По вечерам спешил в кино.
И вот опять в потухшем зале
Народ взволнованно притих…
Киномеханика все знали,
И он был свой среди своих.
А у него одна забота
Кино – он только этим жил,
Почти полсотни лет до пота
Ему безропотно служил.
Он пережил с ним взлет и славу,
И с ним же незаметно сник,
Когда экран голубоглазый
В квартиру каждую проник.
Он не жалел о том, что было,
Всегда легко и просто жил.
Он жизнь любил, и жизнь любила
Его таким, каким он был.
Подготовила Галина МАКАРОВА.
Это про нашего деда!!!Я с ним тоже пленки перематывал в сельском клубе в Талице.