Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная О наших земляках До сих пор помнит первые, самостоятельно принятые роды
окт30

До сих пор помнит первые, самостоятельно принятые роды

Добрые руки А. П. Карачёвой приняли не одну сотню появившихся на свет младенцев. Но появление на свет самого первого, принятого ею самостоятельно, Анна Павловна в мельчайших подробностях помнит до сих пор. Впрочем, всё по порядку. 2 ноября Анна Павловна отметит своё 90-летие.

Родилась она в селе Лопьял Уржумского района в многодетной крестьянской семье. За год до начала Великой Отечественной закончила школу-семилетку. Так получилось, что с первого раза поступить в Уржумский медицинский техникум (о чём и мечтала) не удалось. Пошла работать в колхоз. А когда началась война, ушли на фронт и в трудовую армию брат и отец, мать уговорила её подождать с учёбой. И ещё на год она, с детства привыкшая выполнять любую крестьянскую работу, впряглась в колхозные дела наравне с оставшимися без мужской поддержки женщинами, стариками, подростками. В 1942, трудном для всех году, сбылась её мечта.

И стала Аня студенткой медтехникума, до которого от родного села добираться надо было по двадцать километров пешком. Туда и обратно. «В техникуме нам по карточкам выдавали по 500 граммов хлеба, – вспоминает Анна Павловна. – Пока сидим на занятиях, отщипываем по кусочку. К концу дня домой (жила на квартире) нести уже нечего. В субботу после занятий отправлялись домой. Ходили в лаптях круглый год, валенки берегли, несли с собой, чтобы дома можно было в них выйти. Дороги были плохие: грязь, лужи. Чтобы пройти уж самые гиблые места, лапти снимали, шли босиком, потом снова обувались. Так ноги были хоть чуть-чуть сухие. Обратно в Уржум несла трёхлитровую бутыль молока (мать держала корову), испечённый ею с примесью картошки хлеб, немножко муки, которую добавляли в суп. Полегче стало, когда училась уже на третьем курсе. Кроме хлеба, на карточки стали выдавать растительное масло, яичный порошок. Была, конечно, в техникуме и столовая, но кормили там не лучше, да и денег не было».

В конце апреля 1945 года будущих фельдшеров направили в другой район на госпрактику, разместили в общежитии. «Мы все ещё спали, – продолжает рассказ Анна Павловна, – вдруг слышим – бежит санитарка и кричит: «Студенты, вставайте, война закончилась!» В тот день мы не работали. Люди, кто пел, кто плясал, а кому-то было не до радости. У меня брат погиб». Сдали госэкзамены. И направили Анну Павловну вместе с ещё двумя такими же новоиспечёнными фельдшерами в Унинский район, где первого сентября они должны были приступить к работе. «Как мы добирались от Уржума до Уней! От деревни к деревне на попутных плохоньких лошадёнках. Багаж везли, а мы шли пешком за ними. Довезут до определённого места, и вновь ищем попутную подводу, – вздыхает рассказчица.

– За время пути все взятые с собой продукты приели. Хорошо, что женщины, пускавшие на ночлег, подкармливали, давали по кусочку хлеба к чаю». Вот так пешком и прибыла на Братухинский медпункт Унинского района молоденькая фельдшерица. Впрочем, медпунктом выделенное, абсолютно неприспособленное помещение назвать было сложно. Половину занимала ещё и почта. А в наличии были только фонендоскоп да градусник. Через неделю в райздраве выпросила Анна Павловна кое-какие медикаменты, коих на медпункте и в помине не было. И начала работать. Ходила к больным пешком, до самых дальних деревень километров за двенадцать. Наверное, поэтому и не слушаются сейчас пожилую женщину ноги. «Не болят, а идти не могу», – говорит она.

В Унинском районе встретила Анна Павловна и своего будущего мужа. Михаил Александрович Карачёв вернулся в родные места, пройдя с боями не только фронтовыми дорогами Союза, но и Румынии, Польши... Победу встретил в Берлине. «И даже не был ранен. Мать за него молилась, вот и обошлось», – говорит Анна Павловна. Муж работал в колхозе. Потом перевезли его в Сардык, а Анна Павловна стала работать в роддоме акушеркой. В 1961 году переехали в Фалёнки. И здесь, в роддоме центральной районной больницы выполняла Анна Павловна самую мирную на Земле миссию – помогала младенцам появляться на свет.

После выхода на заслуженный отдых подменяла уходивших в отпуска. Не удержалась и спросила юбиляршу, помнит ли она первые, самостоятельно принятые роды. Анна Павловна оживилась: «Да как же, хорошо помню!» И начала рассказывать: «Полгода меня на роды не вызывали. Рожали женщины по домам самостоятельно. И вдруг приезжают из деревни за шесть километров на плохонькой лошадке. Взяла я бинт, йод, немного спирта, ножницы да пелёнку. А сама думаю: «Что делать буду? Я же не акушерка. С родами ни разу не сталкивалась». Дорогой женщина-возница говорит: «Ещё бабушка Гаврилиха с нами поедет». Я и обрадовалась. А бабка ехать категорически отказалась. У меня сердце упало, а деваться некуда. Приехали. Деревня бедная, домик маленький. На лавке в каком-то тряпье женщина лежит, и две рядом сидят, приглядывают. Родилась тогда небольшая девочка с чёрными волосиками.

Во время родов вся теория, полученная в техникуме, вспомнилась. Вот так я и стала акушеркой. Девочка та росла на моих глазах, уже в школу ходила, когда родители из деревни уехали. А я считала её почти своей дочкой».

Больше тридцати лет живёт Анна Павловна одна. До сих пор сама справляется с огородом. Правда, нынче переносить собранное, другие тяжести помогала социальный работник Е. А. Масальская (которой, кстати, Анна Павловна не нахвалится), соседи. В последнее время стало подводить здоровье. Видит плохо, но по вечерам при свете лампы читает «Сельский маяк», перелистывает газеты «ЗОЖ», которые аккуратной стопкой лежат у неё на столе. Буквально на днях приобрела слуховой аппарат, осваивает его и радуется, что стала лучше слышать. К А. П. Карачёвой мы наведались вместе с председателем ветеранской организации райбольницы Л. А. Корепановой.

Людмила Александровна проходила практику, работала вместе с Анной Павловной и очень благодарна ей за переданные знания и опыт. А я со стороны с любопытством наблюдала и слушала, как живо женщины, обе акушерки по образованию, обсуждали работу всей своей жизни. Было приятно, что старшая по возрасту не растеряла оптимизма, сохранила память, а у её ученицы есть сочувствие, доброта и милосердие. Анне Павловне в день её юбилея хочется пожелать здоровья и бодрости ещё на многие годы.

Наталья ДРАНИЧНИКОВА.

Фото автора.

комментарии (0)
Реклама
опрос