Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная О наших земляках Быть учителем – её судьба
июл24

Быть учителем – её судьба

Говорят, что ролевые игры, в которые играют дети, очень важны для их развития и воспитания. А у кого-то, как в случае с героиней моего рассказа, они, возможно, определяют судьбу. В далёком послевоенном детстве ребятня из с. Окатьево Даровского района частенько играли в школу, где, кроме учеников, конечно же, должен быть учитель.

Роль педагога всегда доставалась Тамаре, и с должностью своей она справлялась хорошо. Сейчас Тамара Васильевна Вагина – педагог с более чем 40-летним стажем. А в ту пору босоногого детства она, родившаяся между окончанием двух войн (Великой Отечественной и Второй мировой), в первую очередь постигла науку тяжёлого деревенского труда. Подъём в 4 утра, работа на колхозных полях, часовой перерыв – и снова труд до 19 часов. Платили детям «сотки» – сотую часть трудодня – то есть по сути ничего, но они радовались тому, когда отмечали: благодарностью на собрании, а то и отрезом ситца на платье.

Конечно, кроме работы, был лес: грибы, ягоды, находилось время и для игр со сверстниками. Как вспоминает Тамара Васильевна, жили очень дружно, мальчишки девочек не обижали, да и сами не дрались. Воспитанные были дети, хотя метод у родителей был единственный: личный пример, но работал безотказно. Легко и охотно училась Тамара в родной деревне, где была школа-семилетка, в которую ходили дети из пяти деревень.

В 8-10-м классе доучивалась в д.Кобра, что в 15 километрах от дома: из 31 ученика до выпуска дошли только 15. А о тогдашнем престиже учительской профессии говорит то, что из 9 девушек выпуска 6 стали педагогами. В те поры работать учителем можно было сразу после окончания школы, но Тамара Васильевна, решив, что нужно образование, поступает и в 1964 году оканчивает Халтуринское педагогическое училище. А затем судьба приводит нашу героиню в Фалёнки, ставшие ей родными на всю последующую жизнь.

Поскольку сестра Тамары Васильевны работала тогда в Фалёнках, в управлении сельского хозяйства, мама посоветовала Тамаре ехать туда же. Да и при распределении, увидев на карте, что посёлок находится на железной дороге, 6 девушек из того выпуска, в том числе и Тамара Васильевна, отправились в Фалёнки. Из шести они вдвоём с Валентиной Касаткиной остались в районе навсегда.

Первое место работы, куда Тамару направил тогдашний заведующий отделом образования Е. В. Кулябин, – Сосновская школа (сейчас Унинский район). На выбор было предложено преподавание литературы и математики, она выбрала точную науку. Жила на квартире, сильно уставала не только от нагрузки, но и от того, что дети учиться не хотели: не видели деревенские ребята большой необходимости в получении знаний. А вот Тамаре Васильевне, наоборот, учиться дальше очень захотелось, и она поступает на заочное обучение в Кировский пединститут на исторический факультет. Успешная учёба совмещалась с работой в Шульговской школой (в 25 км от Низева), затем в Первомайской: этой школе было отдано 13 лет.

Когда закрылась Первомайская школа, перешла в Фалёнскую: детей стало значительно больше, но работалось легче, так как ребята были сильнее и больше интересовались учёбой. В 1992 году, после открытия Фалёнской школы № 2, перешла туда, где и проработала учителем начальных классов до 2005 года. Про таких, как Т. В. Вагина, говорят: «Строгая, но справедливая».

Действительно, как вспоминает сама Тамара Васильевна, ребята слушались даже тогда, когда она была ещё практиканткой. Была дисциплина – были и знания, хотя, конечно, и оставляла учеников после уроков, старалась работать над ошибками. Бывало, что и двойку нерадивому ученику поставить надо, а хочется, чтобы знания у него были, вот и сидят после уроков, а дочери потом сетуют: «Мама, все уже дома, с работы пришли, а ты опять последняя уходишь». Но секрет успеха Тамары Васильевны как педагога ещё и в том, что, как она выражается, в никуда не говорила: всё время держала внимание школьников, учила всех вместе и каждого по отдельности. «Такие были хорошие!» – неоднократно восклицала она, вспоминая своих учеников.

Кропотливый труд Т. В. Вагиной не остался незамеченным. Знаки «Победитель соцсоревнования», «Отличник народного просвещения», звание «Ветеран труда» и множество грамот и благодарностей – всё это оценка труда достойная, но неполная без слов благодарности тех, в кого годами она вкладывала не только знания, но и душу. «А как учила, – говорит педагог, – пусть судят ученики и их родители». Она же помнит всех своих выпускников, узнаёт при встрече, да и с родителями продолжает общаться.

Для нас, работавших с Тамарой Васильевной в школе № 2 п. Фалёнки, она – образец классического педагога. Ответственная, удивительно работоспособная, совестливая, скромная, – достоинства можно перечислять ещё долго. Да что там, она даже внешне – учитель: подтянутая, с прямой спиной, с внимательным, всё замечающим взглядом. Так что, действительно, педагогика – это то, что было написано ей на роду.

Здоровья вам, Тамара Васильевна, успехов, радости, гордости сейчас уже в первую очередь за своих внуков и правнуков.

Татьяна БУРОВА.

Фото автора.

комментарии (0)
Реклама
опрос