Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная Нам пишут Медсестра Бельской больницы
дек29

Медсестра Бельской больницы

Когда ей бывает грустно, достаёт она альбомы с фотографиями и подолгу рассматривает их, мысленно разговаривая с дорогими сердцу близкими людьми. И сразу переносит память в родной дом в деревне Фукинцы Балахнинского сельсовета, где мама, красивая и статная, собирает отца на фронт; где все они, шестеро детей, прощаются с ним, не зная ещё, что видят его в последний раз.

Погиб отец в 1943 году на Орлово-Курской дуге. А восьмилетняя Женя навсегда запомнила тот страшный час, когда принесли похоронку, и их красивая сильная мама выла на полу по своему любимому мужу, как дети постепенно понимали, что остались сиротами и надо как-то жить одним, без отца. За отца дали пенсию – 75 рублей. Держали хозяйство, огород. Работали дружно, помогали маме, как могли. И выжили. Главным в семье Костицыных был дед Яков Абрамович. Ранним утром будил он маленькую Женю, усаживал, ещё не проснувшуюся, на крыльцо, надевал лапти, и отправлял верхом на лошади в поле боронить. А она не умела держаться, соскальзывала с крупа, плакала. Старшие парнишки пожалели, подсказали, как надо обращаться с лошадью.

Так и прошло её деревенское детство в поле: то навоз вывозить надо, то скирдовать, то клевер подгребать, то боронить. Начальную школу окончила в своей деревне. В сорок шестом случился там страшный пожар: сгорело семь дворов из семнадцати, большая семья осталась без всего, но и это пришлось пережить, построили потом новую избу. А Женя училась дальше уже в Талице. После школы поехала поступать в Глазовское медучилище, там жила у тёти. Вступительные экзамены сдала на одни пятёрки, да так, что преподаватели спрашивали: «В какой это школе вы обучались?» С Евдокией Яковлевной Никоновой учились в одно время. В 1952 году закончила учёбу и вместе с однокурсницей приехала в родной Бельский район. Больница районная тогда была в Талице. Две молоденькие девушки работали палатными сёстрами. На них было и инфекционное отделение.

Приходилось лечить туберкулёз, трахому, венерические заболевания. Некоторые процедуры приводили в трепет стеснительную шестнадцатилетнюю девушку, да что же делать: врач Ирина Ивановна была строга, требовала выполнения всех назначений. Жила так молодая медсестра и не знала, что вскоре суженого встретит. А произошло, как в кино. Пришёл в деревню Чуваши после пятилетней службы в армии бравый солдат Геннадий Боровиков. Встретил в Талице знакомую, которая часто в больнице лечилась. Она и говорит: «А я тебе невесту хорошую знаю, скоро пойдёт она на обед, увидишь». Так и случилось: встретили девушку, и, пока знакомая разговоры вела, время тянула, он ходил кругами да поглядывал. Понравилась с первого взгляда. Не чаяли-не гадали, а в деревню вдруг сваты нагрянули! И сосватали молодых, да так, что прожили душа в душу сорок три года. Поженились в 1954 году и переехали в Белую.

Геннадий Михайлович рассказал ей, что нагадала ему цыганка однажды (последнюю буханку хлеба он ей отдал): жену будут звать Женей. Он удивился: «Какая Женя, я никого с таким именем не знаю, в округе нет таких девушек!» А вот, видимо, от судьбы-то не уйдёшь, сбылось гадание. Стали семью создавать. Дочек растили, работали, как родители учили, на совесть. В Бельской больнице молодую медсестру приняли хорошо, работала она добросовестно, строгая была. Вот поэтому и любили её больные, ждали её смену, ведь рука у неё была лёгкая, уколы ставила безболезненно. До неё внутривенные вливания делали только в Талице, а с её приездом не стали туда возить больных.

Разные обязанности приходилось иногда выполнять: не раз и роды в роддоме принимала, и печи топила, и обеды варила, и за санитарку работала. Коллеги уважали Евгению Валентиновну, выбрали председателем месткома. В процедурной у неё всегда был порядок, на окнах развела цветы, санитарки при ней не могли делать свою работу спустя рукава. В Белой, наверное, нет такого человека, кого бы она не лечила за сорок лет своей работы, и все вспоминают её с благодарностью. В музее школы хранится книга отзывов больных, так на каждой странице в первую очередь благодарность выражалась Боровиковой Евгении Валентиновне. Не многие из работающих заслуживают такую признательность людей.

При разговоре со мной после своего восьмидесятилетнего юбилея поделилась она воспоминаниями: «Работалось мне легко, только одно было плохо: врачи без конца менялись. Обидно было, что приезжали они ненадолго, только чтобы отработать положенный после учёбы срок. Только больные и работники привыкнут к доктору, а приходится с новым знакомиться. Больше всех запомнилась Ирина Степановна Скрябина. Добрейшей души человек была, на обходе очень внимательна, спокойна. Она работала лет семь. Легко было с ней, и больные уважали. Владимир Борисович Баранов был неплохой, только уж очень мягкий по характеру, не мог поругать провинившегося работника. Он на пенсию нас с медсестрой Киноритой Алексеевной Булдаковой проводил. С ней вместе я проработала 35 лет, никогда не спорили, не ругались».

Листает она фотоальбомы, и пробегают перед глазами молодые годы, коллеги, родственники, друзья… И самые главные люди в её жизни – муж, дочки, внуки-правнуки. Сердце болит за старшую Люду, которая живёт в Одессе, за её детей. Хорошо, что по телефону можно поговорить, да и приезжает часто. В августе на юбилее мамы она была с сыном Димой. Младшая Наталья маму навещает ежедневно, ведь живёт в Белой.

Как и мама, уважаема односельчанами. Хороших дочек вырастили супруги Боровиковы, такие же и внуки, радуют бабушку. Вот только дедушка не видел, какими выросли они, скоро уже двадцать лет будет, как ушёл он в мир иной. А жизнь продолжается. Вот и юбилей пролетел. Фотографий правнуков в альбоме прибавляется, а это значит, и радости для неё больше, больше улыбок и солнечных дней.

Ирина Лыскова, с. Белая.

комментарии (0)
Реклама
опрос