Газета нашей малой родины Фалёнского района Кировской области
Главная Краеведение Мужицкий фотограф С. А. Лобовиков
июн30

Мужицкий фотограф С. А. Лобовиков

Имя нашего земляка Сергея Александровича Лобовикова занимает в истории русской фотографии особое место. Вятский мастер смело и решительно покорил фотографический мир. Награды следовали одна за другой, имя его стало широко известным не только в России, но и далеко за её пределами. Жанровые деревенские снимки Лобовикова сравнивали с фотографическими работами братьев Гофмейстер из Гамбурга. Его ценили не только за оригинальность жанра, но и за высокое техническое мастерство. Расцвет творчества Лобовикова падает на начало ХХ века.

Становление фотохудожника

С. А. Лобовиков родился 2 июля 1870 года в селе Белая. Как старший ребёнок был главным помощником матери по хозяйству: нянчил младших, а в свободное время играл с деревенскими ребятами. Потому крестьянская жизнь знакома ему была хорошо с детских лет. Природный талант раскрылся в Лобовикове естественным путём: он самостоятельно начал рисовать.

Рано осиротев, Лобовиков попадает в мастерскую вятского купца и фотографа П. Г. Тихонова. Маленькому Сергею повезло, так как обучение фотоделу было бесплатным, Тихонов предоставил угол, кормил и одевал его. За всё это подмастерью приходилось выполнять работы по дому, помогал прислуге. За пять лет в доме Петра Григорьевича, хозяина строго и требовательного, достаточно образованного и культурного, Лобовиков обучился профессии, получил жизненные уроки, которые пригодились ему в дальнейшем. После службы в армии и непродолжительного пребывания в Петербурге Сергей Александрович возвращается в Вятку. По дороге домой в Нижнем Новгороде он встретился с известным фотографом А. О. Карелиным, которого считали пионером жанровой фотографии. Тот и подметил в работах Лобовикова некоторый вкус и чутьё, а главное — непосредственность в отношении к сюжетам и натуре.

В 1894 году по совету Карелина Лобовиков открыл в Вятке собственную мастерскую. В том же году резко ухудшилось его здоровье, и Сергей Александрович начал заниматься закаливанием. С середины мая и до «белых мух», с 23 до 60 лет он утром и вечером ходил на Вятку купаться. В середине 90-х годов XIX века он увлёкся велосипедом, позднее стал одним из первых мотоциклистов.

Круг общения Лобовикова

Женившись в 1903 году на сельской учительнице Е. А. Якимовой, Лобовиков приобрёл собственный дом. В здании с вывеской «Фотография, цинкография и типография Лобовикова» собиралась местная интеллигенция. В круг общения входили художники, педагоги, среднего ранга служащие. Часто бывали некоторые крестьяне из пригородных деревень, где семья Лобовиковых на лето снимала комнаты. Многих он фотографировал, чем они гордились.

Через два года Лобовиков устроил в собственном доме павильон. Главной целью устройства было стремление создать естественное комнатное освещение.

Он ввёл целую систему экранов разнообразной формы, чтобы они отражали свет с различной силой. Чтобы подчинить себе свет, в 1906 году Лобовиков решил оборудовать павильон электрическим освещением, что превратило фотографа в скульптора, который лепит свои портреты светом.

Лобовиков как просветитель

Не было в Вятке другого человека, равного Лобовикову по значимости для развития местной культуры. Он не только стремился поднять на должный уровень фотографическое искусство, но не менее заботило его состояние художественной жизни. Художественная выставка, устроенная в 1901 году в Вятке, положила начало ещё десяти. Вятские вернисажи знакомили посетителей не только с творчеством местных, но и столичных художников.

По воспоминаниям сына Сергея Александровича, Тимофея Сергеевича, заветной мечтой Лобовикова было издание альбомов или сборников фотографий, картин. В полуподвальном помещении под ней стояли печатные машины. Здесь работали около двенадцати наборщиков и печатников. Газета, тиражом от 20 до 30 тысяч экземпляров, пользовалась успехом. Тогда в Вятке проживало 50 тысяч жителей, вовремя войны даже 60 тысяч. Но Лобовиков на газете ничего не заработал и отказался от типографии при первой возможности.

Колоссально активен Лобовиков был и в общественной жизни. В 1913 году он был избран в члены техническо-строительной и хозяйственной комиссии, в члены комиссии по народному образованию. Это была работа на общественных началах: инспектирование начальных школ Вятского уезда, реконструкция городского Александровского сада, выступления в местной периодической печати. Лобовиков получал много писем от мелких служащих, рабочих железнодорожных мастерских, которые хотели отстоять свои права перед Думой.

В годы империалистической войны Лобовиков работал главным образом в павильоне, не участвуя в международных выставках. С 1914 года стал научным сотрудником вятского Историко-художественного музея.

После 1917 года

Новая власть стремилась использовать искусство как мощное средство пропаганды коммунистической идеологии. В конце двадцатых годов ХХ века советская пресса уже широко использовала фотографическую иллюстрацию.

После революции Лобовиков выполнял репортажные съёмки по заданиям различных советских учреждений. Старые свои негативы он сдал в государственный архивный фонд. В начале 1919 года по приказу 3-й армии Восточного фронта Лобовиков был мобилизован как фотограф: снимал для личных дел красноармейцев. С 1920 года состоял преподавателем фотографии на кафедре физики в пединституте, вёл работу в художественном музее и Кировском государственном объединённом историко-архитектурном и литературном музее.

В советский период он снимал празднование очередных годовщин Октябрьской революции. Фотографировал больных и раненых красноармейцев по заданию Комиссариата по Военным делам. Для выставки по охране здоровья в Вятке отснял портреты детей с правильным телосложением, фотографировал на сельскохозяйственных выставках наиболее интересные породы лошадей и крупного рогатого скота, снял второй Вятский отдельный эскадрон (150 человек), выполнил серию снимков на тему «Озеленение города Кирова».

После революции мастерские многих фотографов были экспроприированы. Это не коснулось Лобовикова: в 1920 году ему была выдана охранная грамота за подписью Народного Комиссара просвещения А. В. Луначарского. Она удостоверяла, что фотографическая мастерская С. А. Лобовикова представляет большую научную и художественную ценность.

В 1932 году Сергей Александрович передал безвозмездно педагогическому институту приспособленный для фотолаборатории собственный дом. Гибкая формула договора обернулась тем, что лаборатория была ликвидирована, весь дом отдали под квартиры, и сам Лобовиков с женой и детьми оказался живущим в общежитии института.

В итоге он решил переехать в 1934 году в Ленинград и занялся научно-прикладной фотографией в Академии Наук СССР. В 1937 году в связи с ухудшением здоровья С. А. Лобовиков ушёл на пенсию. Умер в блокадном Ленинграде в 1941 году.

С. А. Лобовиков – мастер художественной фотографии

Лобовиков вошёл в историю фотографии художником крестьянского быта. Лучшие его произведения – картины жизни российской глубинки – исполнены в технике гуммиарабиковой печати или олеографии. Снимки больше напоминали рисунки, чем фотографии.

Особое отношение было у него к портрету человека. Как вспоминал сын Сергея Александровича, Тимофей Сергеевич, отец его считал, что портрет необходимо снимать в обычных условиях. В фотопавильоне можно было присутствовать во время съёмок и наблюдать.

Художественные фотографии Лобовиков не продавал. В фондах Кировского областного краеведческого музея хранятся фотографии, переданные в дар самим Сергеем Александровичем перед отъездом в Ленинград, позднее — Тимофеем Сергеевичем. Есть среди них художественные работы (жанр, пейзаж, портрет, виды Вятки). Наибольший интерес представляют работы, выполненные в технике благородной печати (пикториальной). Этот способ изготовления фотографий, больше похожих на картины художников, распространение получил в Европе в конце XIX века. Многочисленные награды были получены Лобовиковым на международных выставках именно за пикториальные работы на крестьянскую тему.

Творчество нашего земляка-фотографа С. А. Лобовикова вызывает огромный интерес и в настоящее время, когда международные выставки фотографий конца XIX-начала ХХ века устраиваются в США и Западной Европе. В 1990-2000 годах его работы экспонировались в Москве, Германии, Франции.

После первой поездки в Западную Европу, в 1900 году, Сергей Александрович «твёрдо решил добиться результатов, таких, которые могли бы постоять за русскую художественную фотографию».

С поставленной целью С.А. Лобовиков с честью справился. Это доказывают его звания: член-корреспондент Дрезденского фотографического общества (1909), Почётный член Лондонского общества изящных искусств (1910 г.), Почётный член Московского фотографического общества (1913 г.), а также его победы на международных выставках в Петербурге (1903 г.), Ницце (1904 г.), в Киеве (1908 г.), Москве, Дрездене (1909 г.), Будапеште, Гамбурге (1910 г.).

За этими победами последовало всероссийское и международное признание нашего земляка как мастера художественной пикториальной фотографии, работающего по теме «Крестьянский быт и труд крестьянина в России».

Подготовила Наталья ДРАНИЧНИКОВА.

Использованы материалы научного сотрудника отдела фондов Кировского областного краеведческого музея Л. В. Рыжаковой.

комментарии (0)
Реклама
опрос